VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Право вооруженных конфликтов.

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K000668
Тема: Право вооруженных конфликтов.
Содержание
План работы:
Введение	3
Глава 1. Право вооруженных конфликтов: понятие, предмет регулирования	7
1.1 Понятие и принципы права вооруженных конфликтов	7
1.2 Становление и источники права вооруженных конфликтов	11
1.3. Виды вооруженных конфликтов	18
Глава 2. Правовая регламентация стадий и отдельных режимов ведения войны	22
2.1. Начало войны и ее правовые последствия. Театр войны	22
2.2. Средства и методы ведения войны. Правовое положение участников	29
2.3.  Международно-правовая регламентация окончания военных действий и состояния войны	41
Глава 3. Вооруженные конфликты немеждународного характера на современном этапе (на примере конфликта на Юго-Востоке Украины)	47
3.1. Причины возникновения конфликта, его международно-правовая оценка	47
3.2. Развитие и ход конфликта	57
3.3 Предполагаемый вариант разрешения конфликта	63
Заключение	66
Список литературы:	69


     Введение
     Войны в том или ином виде сопровождают человечество на протяжении всей истории его существования. Их опасность и продолжительность,  жестокость и разрушительные последствия неуклонно возрастали.Подсчитано, что если в ходе вооруженных конфликтов XVI в., на европейском континенте погибло 3 миллиона человек, в XVIII в. - 5,2 миллионов человек, а в XIX в. - 5,5 миллионов человек1, то в войнах XX в. число погибших возросло многократно. Первая мировая война унесла 10 миллионов жизней, вторая - свыше 50 миллионов, около половины которых составляли гражданские лица. По последним данным СССР во второй мировой войне потерял 26 млн. 600 тыс. человек, из них 17,4 млн.2– это гражданское население страны. На протяжении истории человечество, переходя от одного конфликта к другому, осознавало необходимость ограничения насилия в ходе вооруженных конфликтов. 
     На протяжении своего развития мировое общество развивалось по пути нравственного, правового и политического осуждения вооруженных конфликтов как метода решения межгосударственных споров, запрещения агрессии. Попытки ограничения, запрета и осуждения войн и ограничения правовыми средствами возможности прибегать к силе для разрешения международных конфликтов предпринимались с давних времен, и лишь в середине XX в. началась кодификация этих норм посредством заключения договоров, что позволило уточнить и закрепить их содержание. На протяжении долгого времени к проблеме решения конфликтов невооруженным способом привлекались специалисты из различных областей науки – историки, политологи, экономисты, юристы, философы. Проблему вооруженных конфликтом пытались решить математическими методами, но все эти способы пока не увенчались успехами. Тем не менее, государства прибегают к вооруженному способу разрешения споров, несмотря на осознание того факта, что такой способ целесообразнее было бы избежать. Таким образом, это обуславливает необходимость правового регулирования общественных отношений, возникающих в ходе вооруженных конфликтов. Эта группа норм называется «правом вооруженных конфликтов». Данная отрасль имеет несколько названий, которые формировались в процессе ее становления или же, по мнению некоторых специалистов являются более узкими по отношению к ней: «международное гуманитарное право», «право войны», «законы и обычаи войны», «Гаагское право» и т.д. 
     Право вооруженных конфликтов включает ряд договорных и обычно-правовых принципов и норм, устанавливающих взаимные права и обязанности субъектов международного права относительно применения средств и методов ведения вооруженной борьбы, регулирующих отношения между воюющими и нейтральными сторонами и определяющих ответственность за нарушение соответствующих принципов и норм.
     Право вооруженных конфликтов охватывает широкий круг вопросов. С одной стороны, это отрасль международного права, которая должна регулировать ведение военных действий в ходе международных и немеждународных вооруженных конфликтов, обеспечить защиту их жертв. И, в то же время,  объектом регулирования этой отрасли является широкий спектр отношений между субъектами международного права. Этот круг охватывает не только ограничение или запрещение применять определенные средства ведения войны, но и такие правила, как: 
     * ограничение применения средств и методов ведения военных действий, разделение этапов ведения военных действий, нормыо перемирии, о мирном договоре и т.д.; 
     * пространственные ограничения применения средств ведения военных действий(о театре военных действий, о театре войны, об оккупированных территориях, о нейтралитете, о демилитаризованных и нейтрализованных территориях, и т.д.); 
     * правовой режим раненых, больных, военнопленных, гражданского населения, граждан нейтральных государств, иностранцев и т.д.;
     * нормы, содержащие гарантии осуществления правил ведения военных действий, об ответственности за их нарушение, о военных преступлениях и т.д.
     Актуальность данного исследования определяется тем, что, основываясь на всем вышесказанном, и, несмотря на то, что при наличии всех норм, обычаев, международных договоров и т.д. , в настоящее время международная общественность зачастую не находит другого способа разрешения конфликтов, кроме как вооруженным способом. При чем речь идет не только о вооруженных конфликтах международного характера, но и о немеждународных военных конфликтах. Об этом нам свидетельствуют конфликты в Югославии, Чечне (Российская Федерация), Грузии, Украине и т.д.
     Целью данного исследования является анализ вопроса регулирования вооруженных конфликтов механизмами международного права.
     Объектом исследования являются международные отношения, складывающиеся между воюющими в период вооруженного конфликта.
     Предметом данного исследования являются специфические общественные отношения, возникающие в период вооруженной борьбы или в связи с вооруженной борьбой, которая принимает международного вооруженного конфликта либо конфликта немеждународного характера.
     Задачи исследования включают:
     * определение понятия права вооруженных конфликтов, его становление и развитие;
     * анализ правовой регламентации стадий вооруженного конфликта и режимов ведения войны;
     * изучение вооруженного конфликта немеждународного характера на современном этапе (на примере Украины);
     * анализ причин развития и хода конфликта и пути его мирного разрешения в ключе международного права.
     Постановка научной проблемы, касающейся норм права, применяемых в период вооруженной борьбы, обусловлена достигнутым уровнем развития данной отрасли международного права, так как назрела необходимость по-новому подойти к научной характеристике отдельных ее положений. Современное международное право представляет собой сложную систему юридических норм и принципов, в которых находят свое выражение объективные закономерности развития международных отношений.
     Методологической основой исследования послужили международные нормативно-правовые акты, а также труды И.Н. Арцибасова, В.В. Алешина, В.Э. Грабаря, Ю.А. Решетова, К.С. Щедринова, Ю.В Северинчика и др.,разрабатывающих данную область международного права.
     Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.


     Глава 1. Право вооруженных конфликтов: понятие, предмет регулирования	
      1.1 Понятие и принципы права вооруженных конфликтов
     В международном праве имеется значительное число норм, регламентирующих общественные отношения в период вооруженных конфликтов. Эти принципы и нормы складываются в самостоятельную отрасль международного права - право международных конфликтов. Данная отрасль регулирует допустимость средств и методов ведения войны, обеспечивает защиту жертв вооруженных конфликтов, устанавливает взаимоотношения между воюющими и невоюющими государствами и т.д. Эта отрасль получила название "право вооруженных конфликтов".
     Международное право вооруженных конфликтов - самостоятельная отрасль международного права - совокупность договорных и обычных норм, регламентирующих отношения между воюющими и затронутыми войной субъектами международного права по поводу начала и последствий войны, применения средств и методов ведения войны, нейтралитета, защиты жертв войны, прекращения войны и ответственности государств и физических лиц за нарушения этих норм.3
     Во всех войнах и конфликтах, независимо от причин их возникновения и признания или непризнания воюющей стороны в качестве таковой, все воюющие должны строго соблюдать и выполнять действующие нормы международного права, направленные на защиту жертв войны и уменьшение разрушений и страданий. В международной и договорной практике государств получили утверждение и признание следующие специальные принципы данной отрасли права: 
     * принцип ограничения воюющих в выборе средств и методов ведения войны;
     * принцип запрещения использовать оружие, которое увеличивает страдания людей, делает их смерть неизбежной или имеет неизбирательное действие;
     * принципы защиты прав комбатантов и некомбатантов ;
     * принципы защиты прав гражданского населения, а также определяющие правовой режим гражданских объектов;
     * принципы нейтралитета и отношений между воюющими и нейтральными государствами4; 
     * принцип ответственности государств и физических лиц за нарушение норм международного права и др.
     Первые правила ведения войны возникли в глубокой древности и длительное время существовали в виде международных обычаев, а затем с XIX в. стали преобразовываться в договорные нормы на международных конгрессах и конференциях (Парижский конгресс 1856 г., Гаагские конференции мира 1899 и 1907 гг., Женевские конференции 1929, 1949, 1977 гг. и др.).
     К числу важнейших международных соглашений относятся: Декларация о морской войне 1856 г., Декларация о неупотреблении легко разворачивающихся и сплющивающихся пуль 1899 г., Гаагские конвенции 1907 г., Женевский протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств 1925 г., Правила о действиях подводных лодок по отношению к торговым судам в военное время (Приложение к Лондонскому протоколу 1936 г.), Устав Международного военного трибунала 1945 г., Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г. с Дополнительными протоколами I и II 1977 г., Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г., Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г., Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие 1980 г., Конвенция о запрещении производства, накопления химического оружия и его уничтожении 1993 г. и др.Большое значение имеют также резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, итоговые документы международных конференций по вопросам международного гуманитарного права, рекомендации Международного комитета Красного Креста и др.
     В 1997 г. была подписана Конвенция о запрещении противопехотных мин. Делегация России Конвенцию не подписала.
     Кроме того, в современном международном праве имеется ряд документов, относящихся к вопросам уголовной ответственности отдельных лиц за агрессию и за серьезные нарушения норм в ходе ведения войны. К ним относятся: Уставы Международных военных трибуналов (Нюрнберг и Токио) 1945 года; Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 года; резолюции Генеральной Ассамблеи ООН о выдаче и наказании военных преступников  и о принципах международного сотрудничества в отношении обнаружения, ареста, выдачи и наказания лиц, виновных в военных преступлениях против человечества, и др.
     Однако, все вышеперечисленные акты не свидетельствуют о том, что войны и конфликты ушли в прошлое – и это не смотря на то, что человечество все больше стремится к реализации принципов невоенного разрешения международных споров. Об этом нам говорят Войны в Корее, Вьетнаме, вторжение США в Гренаду и Панаму, войны на ближнем востоке, война СССР в Афганистане, война в Югославии, вторжение США в Ирак и т.д5. 
     Вместе с тем в современных условиях могут иметь место и войны, не запрещенные международным правом: оборонительные войны в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону от агрессии (ст. 51 Устава ООН); национально-освободительные войны; гражданские войны в отдельных странах; операции войск ООН или национальных (многонациональных) войск по решению Совета Безопасности ООН по ст. 42 Устава ООН (например, против КНДР в 1950-1953 гг., против Ирака в 1991 г.); при выполнении договорных обязательств (например, использование индийских войск против боевиков ТОТИ по договору Индии и Шри-Ланки в 1987 г.).6
     Исходя из вышеперечисленных принципов, складывалась и складывается правотворческая деятельность международных организаций, стран в сфере правовой регламентации вооруженных конфликтов, применения сил и средств, гуманитарной подотрасли этой отрасли международного права. 
     
     

      1.2 Становление и источники права вооруженных конфликтов
     Современному этапу формирования права вооруженных конфликтов в широком смысле предшествовал определенный исторический процесс, заключающийся в развитии норм международного права, регулирующий эту сферу отношений международного характера.
     К числу наиболее важных источников права, повлиявших на становление международного права вооруженных конфликтов следует отнести Петербургскую декларацию об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль 1868 года, Гаагские конвенции 1899 и 1907 годов о законах и обычаях сухопутной войны, о бомбардировании морскими силами во время войны, о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны, о правах и обязанностях нейтральных держав в случае морской войны и некоторые другие. Всего в Гааге было принято 13 конвенций и Декларация о запрещении метания снарядов и взрывчатых веществ с воздушных шаров7.
     Основу современного гуманитарного права как составляющей части международного права вооруженных конфликтов составляют четыре Женевские конвенции 1949 г., а именно: «Об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях» (Конвенция I), «Об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море» (Конвенция II), «Об обращении с военнопленными» (Конвенция III) и «О защите гражданского населения во время войны» (Конвенция IV), а также два Дополнительных протокола к ним 1977 г.: Протокол I о защите жертв международных вооруженных конфликтов и Протокол II о защите жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера.
Женевские конвенции и протоколы к ним систематизировали, кодифицировали и развили огромный относящийся к международному гуманитарному праву нормативный материал, их участниками стали практически почти все члены международного сообщества государств. Их положения действуют ныне и как нормы обычного международного права.
     А. Фердросс  кратко характеризует историю выработки четырех Женевских конвенций 1949 г. следующим образом8.
     Конференция государств, созванная швейцарским Союзным советом, выработала Первую Женевскую конвенцию 1864 г. об улучшении участи раненных и больных в действующих армиях. Эта конвенция неоднократно улучшалась и расширялась: в первый раз в 1906 г., далее в 1929 г. и, наконец, в 1949 г. Конвенцией об улучшении участи раненных и больных в действующих армиях (Конвенция I). Она состоит из 64 статей и двух приложений.
     Постановлениями Десятой Гаагской Конвенции 1907 г. принципы Женевских конвенций 1864 и 1906 гг. были распространены на морскую войну. Эта Конвенция также подверглась новации в 1949 г. Женевской конвенцией об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море (Конвенция II). Она содержит 63 статьи.
     В Гаагских правилах сухопутной войны 1899 и 1907 гг. имелся раз­дел о положении военнопленных. Нормы установленного для них в 1929 г. режима получили дальнейшее развитие в Женевской конвенции 1949 г. об обращении с военнопленными (Конвенция III). Она состоит из 143 статей и пяти приложений.
     К этим трем конвенциям (в 1949 г. лишь подвергшимся новации) следует добавить новую Женевскую конвенцию о защите гражданского населения во время войны (Конвенция IV). Конвенция регулирует по­ложение гражданского населения как на территории воюющих сторон, так и на оккупированных территориях и на территориях нейтральных государств. Она состоит из 159 статей и трех приложений.
     Эти четыре Женевские конвенции были объединены под названием «Женевские конвенции о защите жертв войны»9 и 12 августа 1949 г. приняты конференцией государств, созванной в Женеве по предложению Международного комитета Красного Креста. К конвенциям приложено 11 рекомендаций конференции.
     Эти четыре конвенции содержат, указывает А. Фердросс10, многочисленные положения общего характера, помещенные частично в начале, частично в конце текстов конвенций. 
     Как следует из сказанного, Конвенции I, II и III явились результатом длительных усилий международного сообщества государств, начиная с 1864 г., в направлении прогрессивного развития их положений.
     Новеллой в этом плане явилась Конвенция IV — о защите гражданского населения во время войны. Положения этой конвенции касаются защиты гражданских госпиталей, помощи детям, раненым и больным; устанавливают обязанность государств-участников допускать свободную пересылку медикаментов и медицинских средств, предметов, необходимых для отправления церковных обрядов, предназначаемых исключительно для гражданского населения, а также посылок продовольственных продуктов, одежды и средств для поддержания здоровья детей моложе 15 лет, беременных женщин и рожениц.
     Суммарное число статей четырех Женевских конвенций о защите жертв войны (без учета приложений) — 439. 
     Необходимо, кроме того, учитывать положения универсальных международных конвенций, касающихся запрещения применения оружия массового поражения, в частности это касается Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсичного оружия и его уничтожении 1972 г.. Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении 1993 г., а также Конвенции о запрещении или ограничении конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие, 1981 г. и протоколов к этой конвенции, касающихся не обнаруживаемых осколков, запрещения или ограничения применения мин, мин-ловушек и других устройств, о запрещении или ограничении применения зажигательного оружия; Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г.
     Далее, в 1977 г. к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г. были приняты два Дополнительных протокола: Протокол I—о защите жертв международных вооруженных конфликтов и Протокол II — о защите жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера.
     Целью этих протоколов является внести целесообразные уточнения и дополнения в нормы Женевских конвенций 1949 г.
     Так, принципиальные положения общего характера гуманитарного права изложены в Протоколе I (ст. 35) следующим образом:
     1. В случае любого вооруженного конфликта право сторон, находящихся в конфликте, выбирать методы или средства ведения войны не является неограниченным.
     2. Запрещается применять оружие, снаряды, вещества и методы ведения военных действий, способные причинить излишние повреждения или излишние страдания.
     3. Запрещается применять методы или средства ведения военных действий, которые имеют своей целью причинить или, как можно ожидать, причинят обширный, долговременный и серьезный ущерб при­родной среде».11
     Дополнительный протокол II — о защите жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера имеет своей целью уточнение и развитие положений четырех Женевских конвенций 1949 г., составляющих содержание идентичных для всех четырех этих конвенций положений ст. 312.
     Указанный минимум определен следующим образом:
     1. Лица, которые непосредственно не принимают участия в воен­ных действиях, включая тех лиц из состава вооруженных сил, которые сложили оружие, а также тех, которые перестали принимать участие в военных действиях вследствие болезни, ранения, задержания или по любой иной причине, должны при всех обстоятельствах пользоваться гуманным обращением без всякой дискриминации по причинам расы, цвета кожи, религии или веры, пола, происхождения или имуществен­ного положения или любых иных аналогичных критериев.
     С этой целью запрещаются и всегда и всюду будут запрещаться следующие действия в отношении указанных лиц:посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность, в частности, всякие виды убийства, увечья, жестокое обращение, пытки и истязания; взятие заложников; посягательство на человеческое достоинство, в частности оскорбительное и унижающее обращение; осуждение и применение наказания без предварительного судеб­ного решения, вынесенного надлежащим образом учрежденным судом, при наличии судебных гарантий, признанных необходимыми цивили­зованными нациями.
     2. Раненых и больных будут подбирать, и им будет оказана помощь.
     Как указывается в Протоколе II, его положения применяется в раз­витие и дополнение положений ст. 3 четырех Женевских конвенций 1949г. В частности, они распространяются на случаи борьбы против колониального господства и иностранной оккупации, против расист­ских режимов и за осуществление права народов на самоопределение в соответствии с Уставом ООН и Декларацией о принципах междуна­родного права 1970 г., к вооруженному конфликту на территории государства между его вооруженными силами и антиправительственны­ми вооруженными силами, осуществляющими контроль над частью территории государства, который позволяет им проводить непрерывные и согласованные действия и применять настоящий Протокол13.
     Научно-техническая революция и гонка вооружений привели к изобретению значительного числа новых видов оружия массового поражения, к которым ныне в документах ООН относят оружие, которое действует путем взрыва или с помощью радиоактивных материалов, смертоносное химическое и бактериологическое оружие и любое иное оружие, которое будет разработано в будущем, обладающее свойствами атомной бомбы или другого упомянутого выше оружия. Речь может идти также, в частности, об оружии лучевого поражения, инфразвуковом оружии, генетическом оружии, этническом оружии, психотропном оружии, геофизическом оружии и т.д.
     Существенно совершенствуется и так называемое обычное оружие. Недаром в 1981 г. была заключена Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерное повреждение или имеющими неизбирательное действие.
     Несмотря на развитие источников права международных конфликтов, нормы, ограничивающие или смягчающие те или иные сферы вступают в силу после изобретения новых средств ведения войны и применения новых способов ведения войны, что вполне логично. В этом ключе целесообразно было бы применения практики превентивного принятия норм. 
     

      1.3. Виды вооруженных конфликтов
     Основываясь на проведенном выше анализе, можно выделить два основных вида вооруженных конфликтов в международном праве: международный военный конфликт т военный конфликт немеждународного характера. Таким образом, международный вооруженный конфликт - это вооруженная борьба между государствами, между национально-освободительным движением и колонизатором, между оккупантом и населением оккупированной территории. Вооруженные конфликты немеждународного характера - это вооруженные столкновения между правительственными войсками и организованными антиправительственными военными формированиями на территории одного какого-либо государства (гражданскиевойны, вооруженные мятежи), например, в Афганистане (после вывода советских войск), Сальвадоре, Эфиопии, на территории бывших СССР и Югославии, в Чечне, на Украине. Согласно Женевским конвенциям 1949 г. международными вооруженными конфликтами признаются такие конфликты, когда один субъект международного права применяет вооруженную силу против другого субъекта. Таким образом, сторонами в международном вооруженном конфликте могут являться государства, нации и народности, борющиеся за свою независимость, международные организации, осуществляющие коллективные вооруженные меры по поддержанию мира и международного правопорядка.
     Согласно ст. 1 Дополнительного протокола I международными являются также вооруженные конфликты, в которых народы ведут борьбу против колониального господства и иностранной оккупации и против расистских режимов в осуществление своего права на самоопределение14.
     Вооруженный конфликт между повстанцами и центральным правительством является, как правило, внутренним конфликтом. Однако повстанцы могут быть признаны "воюющей стороной", когда они:
     1) имеют свою организацию;
     2) имеют во главе ответственные за их поведение органы;
     3) установили свою власть на части территории;
     4) соблюдают в своих действиях "законы и обычаи войны".
     Признание повстанцев "воюющей стороной" исключает применение к ним национального уголовного законодательства об ответственности за массовые беспорядки и т.п. На захваченных в плен распространяется статус военнопленных. Повстанцы могут вступать в правоотношения с третьими государствами и международными организациями, получать от них допускаемую международным правом помощь. Власти повстанцев на контролируемой ими территории могут создавать органы управления и издавать нормативные акты. Таким образом, признание повстанцев "воюющей стороной", как правило, свидетельствует о приобретении конфликтом качества международного и является первым шагом к признанию нового государства.
     Вооруженные конфликты немеждународного характера - это все не подпадающие под действие ст. 1 Дополнительного протокола I вооруженные конфликты, происходящие на территории какого-либо государства "между его вооруженными силами или другими организованными вооруженными группами, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью его территории, который позволяет им осуществлять непрерывные и согласованные военные действия и применять положения Протокола II".
     Вооруженные конфликты немеждународного характера обладают следующими признаками:
     1) применение оружия и участие в конфликте вооруженных сил, включая полицейские подразделения;
     2) коллективный характер выступлений. Действия, влекущие обстановку внутренней напряженности, внутренние беспорядки не могут считаться рассматриваемыми конфликтами;
     3) определенная степень организованности повстанцев и наличие органов, ответственных за их действия;
     4) продолжительность и непрерывность конфликта. Отдельные спорадические выступления слабоорганизованных групп не могут рассматриваться как вооруженные конфликты немеждународного характера;
     5) осуществление повстанцами контроля над частью территории государства15.
     К вооруженным конфликтам немеждународного характера следует относить все гражданские войны и внутренние конфликты, возникающие из попыток государственных переворотов и т.д. Эти конфликты отличаются от международных вооруженных конфликтов прежде всего тем, что в последних обе воюющие стороны являются субъектами международного права, в то время как в гражданской войне воюющей стороной признается лишь центральное правительство.
     На протяжении веков вооруженные конфликты немеждународного характера были (и остаются) зачастую еще более жестокими, кровавыми, чем войны между государствами. Между тем, защита жертв в период вооруженных конфликтов немеждународного характера длительное время оставалась вне сферы международно-правового регулирования16. 
     Третья статья, общая для всех Женевских конвенций 1949 года (за ее особое значение названная«Мини-конвенцией»), посвященная немеждународным вооруженным конфликтам, явилась настоящим прорывом. Она впервые обязала государства ограничивать насилие и защищать жертв войны во время вооруженных конфликтов немеждународного характера. 
     Однако некоторые положения упомянутой третьей статьи были сформулированы недостаточно ясно и подробно, а ряд важных вопросов (например, запрет репрессалий против гражданского населения, защита гражданских объектов) вообще не затрагивались. Поэтому потребовалось принятие дополнительного нормативного акта. Им стал Второй Дополнительный протокол 1977 г. Он уже более детально и четко, чем «Мини-конвенция», прописывает защиту жертв немеждународных вооруженных конфликтов. Однако его сфера применения более ограничена, к тому же, некоторые государства его не ратифицировали.  
     Немеждународным вооруженным конфликтам, о которых более подробно будет сказано далее, посвящено значительно меньше нормативных актов МГП, чем международным. Однако сейчас более важно не создавать новые документы, а добиваться строгого соблюдения имеющихся. 
     Подробнее немеждународные военные конфликты будут рассмотрены в третьей главе на примере ситуации, сложившийся на Юго-Востоке Украины.


     Глава 2. Правовая регламентация стадий и отдельных режимов ведения войны
      2.1. Начало войны и ее правовые последствия. Театр войны
     Начало войны — это момент либо фактического открытия военных действий, либо формального объявления войны (состояния войны), даже если за этим фактически не последовали боевые действия. "Военные действия... не должны начинаться без предварительного и недвусмысленного предупреждения, которое будет иметь или форму мотивированного объявления войны, или форму ультиматума с условным объявлением войны"17..
     Несмотря на это, объявление войны даже согласно III Гаагской конвенции не делает агрессивную войну законной, которая является тягчайшим международным преступлением. Объявление национально-освободительных войн или гражданских войн не является обязательным; они, как правило, начинаются с восстания против политического режима в стране, против колонизатора или оккупанта.
     Институт объявления войны не потерял своего значения и в современную эпоху. Он может и должен использоваться, когда государство (группа государств) вступает в войну на стороне жертвы агрессии, при выполнении своих международных обязательств или в случае, когда военные операции против агрессора начинаются по решению Совета Безопасности ООН.
     Объявление войны, даже если за этим актом не следуют собственно военные действия, означает начало юридического состояния войны. Между государствами перестают применяться многие нормы международного права.18
     Состояние войны прекращает дипломатические и консульские отношения, сотрудникам учреждений должна быть обеспечена возможность беспрепятственного отъезда в свое государство. Граждане иностранного государства могут быть интернированы.
     В отношении граждан неприятельской стороны, находящихся на территории государства, применяются разного рода ограничения. Эти лица могут быть принуждены к проживанию на период войны в определенном районе либо интернированы.
     Имущество, принадлежащее непосредственно неприятельскому государству, конфискуется (за исключением имущества дипломатического и консульского представительств). Имущество граждан неприятельского государства в принципе считается неприкосновенным. Судам дается определенный срок для того, чтобы они покинули порты и воды неприятельского государства, по истечении которого суда подлежат конфискации.
     Военные действия развертываются в определенных пространственных пределах, именуемых театром войны.
     Театр войны - это сухопутная, водная и воздушная территория воюющих сторон, а также космическое пространство, воды Мировогоокеана за пределами территориального моря прибрежных государств и воздушное пространство над ними, в пределах которых воюющие фактически ведут или могут вести боевые действия.19
     Действующие нормы международного права устанавливают точно определенные изъятия из театра войны, в том числе в пределах территории воюющих государств. 
     Не могут считаться театром войны, а следовательно, и объектами нападения и уничтожения:
     а) некоторые международные проливы (например, Магелланов пролив по Договору 1981 г. между Аргентиной и Чили);
     б) международные каналы (например, Суэцкий канал согласно Константинопольской конвенции 1888 г.);
     в) отдельные острова и архипелаги (например, Аландские острова в соответствии с Мирным договором между победителями во второй мировой войне и Финляндией 1947 г., архипелаг Шпицберген в соответствии с Парижским договором о Шпицбергене 1920 г.);
     г) отдельные континенты (например, Антарктика в соответствии с Договором 1959 г.20);
     д) санитарные зоны и местности, имеющие отличительные эмблемы (знаки) для ограждения от действий войны раненых, больных, медицинский персонал для ухода за ними, военнопленных, культурные ценности, районы расположения АЭС, дамб и плотин;
     е) Луна и другие небесные тела (Договор по космосу 1967 г.);
     ж) часть государственной территории воюющей стороны в целях образования специальных зон, предусмотренных нормами права вооруженных конфликтов (например, санитарные зоны и местности).
     Под нейтралитетом во время войны понимается правовое положение государства, при котором оно не участвует в войне и не оказывает непосредственной помощи воюющим. Права и обязанности нейтральных государств во время войны, воюющих сторон в отношении нейтральных государств, а также физических лиц как нейтральных, так и воюющих государств регламентируются V Гаагской конвенцией о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны 1907 г., в соответствии с которой территория нейтрального государства является неприкосновенной и не может быть превращена в театр военных действий.21
     Воюющим государствам запрещается проводить через территорию нейтрального государства войска и военные транспорты. Нейтральное государство не должно разрешать воюющим создавать, устанавливать или размещать на своей территории радиостанции и другие средства связи и технические приспособления. Однако оно может разрешать воюющим (на равных началах) пользоваться своими средствами связи.
     Нейтральное государство не должно снабжать воюющих оружием, военными и другими материалами. Вместе с тем оно не обязано препятствовать вывозу (или транзиту) из мест боевых действий за счет того или другого из воюющих оружия, боеприпасов на условиях взаимности и одинакового отношения к воюющим.
     Нейтральное государство вправе отражать покушения на его нейтралитет с помощью своих вооруженных сил.
     Если войска одной из воюющих сторон окажутся на территории нейтрального государства, оно обязано интернировать их и разместить вдали от театра военных действий. Расходы по содержанию интернированных возмещаются после окончания войны .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44